Перейти к основному содержанию

Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования

Руководитель
Изображение
Сергеев Николай Константинович

Сергеев Николай Константинович

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Телефон: +7 844 260-28-94
E-Mail: nks@vspu.ru
Кабинет: 0220

Должность руководителя
Директор
Адрес
400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 27

О центре

Волгоградский научно-образовательный центр РАО является первым полноправным региональным представителем Российской академии образования  и единственным научным центром РАО, имеющим статус образовательного.

Функции ВНОЦ РАО:

  • координация научных исследований в сфере наук об образовании, проводимых научными и образовательными организациями в регионе, а также осуществлению экспертизы их результатов;
  • анализ состояния исследований в области наук об образовании в регионе;
  • проведение по согласованной с РАО тематике научных исследований и внедрению их результатов в деятельность образовательных организаций региона;
  • проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки региона и др.

Основное направление исследований – разработка теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса в школе и вузе как ресурс повышения качества подготовки специалистов для сферы образования 

Презентация о ключевых направлениях деятельности ВНОЦ РАО ВГСПУ

История создания 

  • 6 – 7 октября 2014 г. на базе ВГСПУ состоялось выездное заседание Бюро отделения философии и теоретической педагогики РАО, где было принято решение о создании на базе ВГСПУ регионального центра РАО.
  • 17 декабря 2014 г. на заседании Президиума РАО подписан договор о научном сотрудничестве РАО и ВГСПУ.
  • 30 декабря 2014 г. на основе этого договора был издан приказ ректора ВГСПУ об открытии Волгоградского научно-образовательного центра РАО.
  • Торжественное открытие центра состоялось 22 апреля 2015 г. в рамках IV Международного форума «Золотая звезда», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

ВНОЦ РАО за 10 лет: 

  • 15 подразделений

В структуре ВНОЦ РАО ВГСПУ 9 научных лабораторий и 6 научных центров. Подразделение динамично развивается в ответ на актуальные запросы общества и государства к педагогической науке. В сентябре 2024 года создана новая научно-исследовательская лаборатория исследования проблем взаимодействия педагогического вуза с региональными системами образования под руководством чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.М. Короткова. 

  • более 10 поддержанных исследований и проектов 

Сотрудниками ВНОЦ РАО ВГСПУ реализуются научные исследования в рамках государственных заданий РАО и Министерства просвещения РФ, а также при грантовой поддержке. 

  • свыше 100 проведенных научных мероприятий 

ВНОЦ РАО ВГСПУ регулярно является организатором форумов, семинаров, круглых столов, научных конференций различного уровня. 

  • более 2000 научных публикаций

Сотрудники ВНОЦ РАО ВГСПУ являются авторами монографий, учебных пособий, научных статей в журналах, альманахах, сборниках конференций различного уровня.

Руководящим органом ВНОЦ РАО является Совет, в состав которого входят академики и члены корреспонденты РАО, представители ассоциированных членов и лабораторий Центра, а также директор, научный руководитель, заместитель директора и ученый секретарь, которые организуют текущую работу Центра.

Состав ВНОЦ РАО ВГСПУ

Научно-исследовательская лаборатория «Управление качеством образования»

Руководитель: ученый секретарь ВНОЦ РАО ВГСПУ, д.п.н., проф. Елена Ивановна Сахарчук

Основные направления исследований:

  • научная разработка стратегии и тактики обеспечения качества образования на разных уровнях;
  • содействие эффективному управлению процессами, обеспечивающими выполнение требований ФГОС;
  • совершенствование качества подготовки специалистов для сферы образования на всех этапах непрерывного педагогического образования;
  • научное сопровождение внедрения системы менеджмента качества в образовательных организациях

Результаты:

  • Защищены более 10 диссертаций насоискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по проблемам управления качеством подготовки специалистов
  • Реализованы 7 научных программ и грантов
  • Издано более 300 научных публикаций (в т.ч., монографии, учебные пособия, статьи в журналах, альманахах, сборниках конференций различного уровня)
  • В настоящее время проводятся научные исследования по 11 темам

Центр гендерных исследований в образовании

Руководитель: д.п.н., проф.Людмила Ивановна Столярчук

Цель деятельности: развитие взаимодействия с образовательными учреждениями региона, осуществляющими инновационный поиск по реализации инновационных гендерных практик в образовательных учреждениях. 

Задачи: 

– развитие теоретико-методологических основ гендерного образования.

– развитие междисциплинарных исследований, направленных на выявление различных аспектов реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях, нацеленных на обеспечение идеи гендерного равенства, равноценной самореализации обучающихся обоего пола, преодоление гендерных стереотипов. 

– разработка научно-методического инструментария для реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях.

– обобщение опыта организации инновационной деятельности по реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях Волгограда и области, его научное осмысление, описание и внедрение.

Научно-исследовательская лаборатория сравнительно-педагогических исследований

Руководитель: д.п.н., доц. Инна Станиславовна Бессарабова

НИЛ сравнительно-педагогических исследований была создана в 2000 году на базе кафедры педагогики доктором педагогических наук, профессором Николаем Воробьевым (ранее как НИЛ «Проблемы школы и педагогики за рубежом»). За период работы лаборатории на кафедре педагогики подготовлены и защищены 3 докторские диссертации и более 30 кандидатских диссертаций по сравнительной педагогике.

С 2019 года является структурным подразделением в составе Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования 

Цель работы: разработка научного подхода к анализу социально-педагогических характеристик современного образования и воспитания в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Задачи:

  • Изучение и сравнительный анализ психолого-педагогических теорий разных стран;
  • Выявление и описание направлений и тенденций развития мирового образовательного пространства, региональных образовательных пространств и национальных систем образования;
  • Выделение и интерпретация основных психолого-педагогических категорий, понятий и подходов в науке об образовании разных стран с позиций педагогической компаративистики;
  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в магистратуре и аспирантуре ВГСПУ по актуальным проблемам образования в странах дальнего и ближнего зарубежья. 

Научно-исследовательский центр «Изучение проблем образования родителей»

Руководитель: к.п.н., доц. Елена Сергеевна Евдокимова

Основные направления деятельности и достижения:

научно-исследовательское направление

  • разработана и апробирована модель процесса развития педагогической компетентности матери, воспитывающей ребенка младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) средствами неформального образования;
  • разработана и проходит апробацию модель непрерывного образования родителей, начиная с раннего детства;
  • разработаны технологии взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также технология методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями;
  • выстроено сотрудничество с научно-педагогическими коллективами ведущих кафедр педагогических и гуманитарных вузов РФ, развивающими идеи просвещения и образования родителей, а также общественными организациями, ориентированными на сохранение и развитие ценностей семейной культуры (Национальная родительская ассоциация и др.);
  • сотрудники центра участвуют и организуют научно-практические конференции по актуальным проблемам семейного воспитания и образования родителей, выступая экспертами по вопросам развития, социализации и воспитания детей. 

Образовательное направление

  • На площадке вуза в 2011 году открыт Родительский университет, обеспечивающий участие родителей в культурно-просветительских и образовательных программах, а также развитие у педагогов профессиональной компетенции сотрудничества с семьей.
  • С 2020 года с родителями проводятся онлайн-встречи в форме вебинаров, к проведению которых привлекаются партнеры из разных городов России. Полученный опыт позволяет сотрудникам НИЦ принимать участие во Всероссийских неделях родительской компетентности.
  • На II Всероссийском конкурсе лучших практик консультирования родительского сообщества в 2023 году практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий признана лучшей в России

консультационно-методическое

  • Создан и развивается ресурсный центр педагогического образования и просвещения родителей, обеспечивающий научно-методическое сопровождение и поддержку педагогического образования и просвещения современных родителей.
  • Создана Межрегиональная служба консультирования родителей (2021), обеспечивающая выполнение задания Министерства просвещения РФ по проекту «Современная школа» в части мероприятий для родителей.
  • Оформлены договоры о сотрудничестве с МОУ и МУ ДО, а также МУК Волгоградской области и других регионов РФ.

информационно-организационное

Ежегодно издается Альманах родительского университета, на страницах которого публикуются материалы, посвященные исследованиям в области философии и истории образования, семейной педагогики и психологии, психотерапии; освещаются различные точки зрения современных отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков, родителей и детей на актуальные проблемы современной семьи, семейного воспитания, сотрудничества субъектов образования в изменяющемся мире.

Научно-исследовательская лаборатория «Теория и методика обучения предмету в школе и педвузе»

Руководитель: заместитель директора ВНОЦ РАО, д.п.н., проф. Владимир Васильевич Зайцев

Функции и деятельность НИЛ:

  • Координация научных исследований преподавателей университета в области теории и методики обучения предмету в школе и педагогическом вузе:
  • Повышение качества методологической подготовки преподавателей университета, обеспечивающих методические дисциплины, производственную практику, руководство ВКР.
  • Научно-педагогическое сопровождение инновационных процессов в общеобразовательных организациях и подготовке педагогических кадров в условиях внедрения обновленных ФГОС ОО.
  • Содействие обмену научной информацией по проблеме теории и методики обучения предмету в школе и педагогическом вузе, привлечению к научной деятельности молодых исследователей из числа преподавателей вуза, школьных учителей и студентов.

 

Центр научно-методического сопровождения воспитательной деятельности (Центр «Воспитание»)

Руководитель: к.п.н., доц. Ирина Александровна Макарова

Центр научно-методического сопровождения воспитательной деятельности был создан на базе ВНОЦ РАО ВГСПУ 14 октября 2019 года в целях реализации в ВГСПУ Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Учитель будущего».

Функции Центра:

  • Координирует действия с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». 
  • Проводит экспертизы рабочих программ воспитания, разработанных образовательными организациями. 
  • Оказывает методическую помощь образовательным организациям в разработке и реализации инновационных программ по воспитанию подрастающего поколения. 
  • Способствует повышению методологической подготовки педагогических работников в сфере воспитания. 
  • Осуществляет педагогическую поддержку деятельности РИП, реализуемых инновационную деятельность в сфере воспитания. 
  • Реализует регулярное проведение мероприятий, направленных на поддержку стратегических инициатив в сфере воспитания. 
  • Способствует повышению качества методологической подготовки магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Воспитательная деятельность» в ВГСПУ. 
  • Осуществляет проектную деятельность, обеспечивающую реализацию стратегических инициатив в сфере воспитания. 
  • Координирует научные исследования по проблемам современного воспитания.

Достижения Центра:

  • В 2021-2022 гг. были проведены экспертизы по запросу от ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на Примерную рабочую программу воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения, Примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций.
  • В 2022-2023 гг. разработана рабочая программа воспитания ВГСПУ и Комплексная программа развития института кураторства и наставничества ВГСПУ до 2027 года.
  • В 2023 году организована и проведена Региональная студенческая олимпиада по педагогике «Образ современного учителя: наследие и инновации», посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
  • При грантовой поддержке разработан и реализован в 2023 году проект «Всероссийский студенческий конгресс лидеров педагогических вузов России – 2023 «Педагог – проводник в будущее страны»».
  • В настоящее время при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 13.02.2024 г. № 073-03-2024-047/1 к соглашению от 18.01.2024 г. № 073-03- 2024-047))) реализуется проект «Моделирование преемственности воспитывающей среды в системе взаимодействия общеобразовательной школы и педагогического вуза»

Лаборатория научно-методического сопровождения наставничества и саморазвития молодых педагогов.

Руководитель: к.п.н., доц. Елена Ефимовна Чудина

Лаборатория научно-методического наставничества и саморазвития молодых педагогов (Лаборатория «Наставник») начала работу в 2023 году, в Год педагога и наставника.

Цель деятельности: взаимодействие с образовательными организациями, реализующими процесс наставничества как систему профессиональной адаптации и саморазвития молодых педагогов, систематизация и обобщение лучших практик наставничества и саморазвития молодых педагогов региона.

Направления и результаты деятельности:

  • выполнение научных исследований по проблемам наставничества молодых педагогов:
  • определены педагогические средства профессионального самоопределения старшеклассников психолого-педагогического класса;
  • демонстрируется организация наставничества молодых педагогов в общем образовании как условия профессионально-личностного саморазвития в МОУ СШ №55 «Долина знаний» г. Волгограда, МОУ "Гимназия г. Волжского" Волгоградской области, а также МОУ Гимназия №5, МОУ СОШ №77, МОУ Лицей №2, МОУ Лицей №5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда;
  • консультации по организации коллективной творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся для наставничества и саморазвития молодых педагогов и вожатых:
  • осуществляются консультации на базе лицея №9 им. Неверова, лицея №5, гимназии №17, МУОЦ «Орленок», МОУ СОШ №48, МОУ СОШ №6 г. Волгограда, гимназии г. Волжского;
  • разработана и реализована программа «Старт в профессию» для психолого-педагогического отряда в ДОЛ «Лазурный». Программа направлена на формирование интереса к педагогической профессии старшеклассников, изучение особенностей деятельности педагога и освоение педагогических компетенций в работе с отрядами разных возрастов;
  • организация и проведение научно-методических и практических мероприятий по актуальным вопросам наставнического сопровождения и опыта профессионального саморазвития практической педагогической деятельности

Центр образовательных инноваций

Руководитель: к.п.н., доц. Константин Грачёв

История создания:

В 1993-1994 учебном году в ВГПУ по инициативе и при активном участии доцента кафедры педагогики А.М. Саранова был создан Центр педагогических инноваций.

Деятельность Центра была ориентирована на оказание научно-методической поддержки образовательным организациям различного вида в проектировании и реализации инновационной деятельности. 

Центр образовательных инноваций ВНОЦ РАО ВГСПУ является правопреемником Центра педагогических инноваций ВГПУ.

Задачи Центра:

  • Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы (ОЭР), деятельности региональных инновационных площадок (РИП).
  • Организационно-педагогическое и научно-методическое обеспечение деятельности профильных классов, соответствующих направлениям подготовки, которые реализуются в ВГСПУ.

Деятельность Центра в 2023-2024 гг.:

  • участие в подготовке, организации и проведении XIII Межрегиональных Покровских образовательных чтений «Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей посредством реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе» и регионального краеведческого фестиваля «Сохраним наследие» на базе ЦДТ г. Михайловки, в рамках реализации деятельности региональной инновационной площадки
  • Участие в экспертизе заявок претендентов на статус региональной инновационной площадки. 
  • Сотрудничество в разработке и реализации программ инновационной деятельности с образовательными организациями Волгограда и области.
  • Консультативная помощь и организационно-педагогическая поддержка образовательным организациям Волгограда и области, как реализующим инновационные проекты в качестве региональных инновационных площадок, так и претендентам на данный статус.

Лаборатория исследования проблем развития муниципальных систем образования

Руководитель: научный сотрудник ВНОЦ РАО ВГСПУ, председатель Новониколаевской районной Думы, председатель МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района» Пётр Викторович Митяшов

Лаборатория создана на основании договора о научном сотрудничестве между ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» и МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района» от 22 апреля 2015 года.

Основные направления деятельности лаборатории:

• Управление профессиональным ростом учителя на муниципальном уровне.

• Практика культурологического просвещения педагогов, детей и родителей.

• Возможности психолого-педагогического класса в профессиональной ориентации и в вопросах решения кадровых проблем в сельских школах.

• Гуманитарно-антропологическая практика урочной и внеурочной деятельности

• Наставничество молодых педагогов

Основные функции лаборатории

• Содействие расширению обмена научной информацией по актуальным проблемам образования между педагогическими коллективами образовательных организаций региона.

• Развитие междисциплинарных исследований, направленных на повышение развивающего потенциала непрерывного образования.

• Разработка методологии и методики научно-педагогических исследований в сфере образования.

• Совершенствование управленческих механизмов решения кадровых проблем в сельских образовательных учреждениях.

• Содействие эффективному управлению инновационными процессами в сфере образования, их консультативное сопровождение.

• Проведение региональных и межрегиональных методологических семинаров, конференций и других научно-организационных мероприятий, направленных на совершенствование образовательных процессов и систем, с привлечением молодых педагогов, учёных и других специалистов.

Научная проблематика лаборатории

• Создание условий успешного функционирования и обязательного развития муниципальной образовательной системы

• Построение системы управления профессиональным ростом учителя

• Концептуальные основы деятельности психолого-педагогических классов

• Культурно-патриотическое воспитание детей и молодежи в гуманитарном образовательном пространстве школы и учреждений дополнительного образования

Центр инновационных исследований экономики и управления в сфере образования

Руководитель: к.п.н., доц. Елена Владимировна Зудина

Основные функции Центра:

  • Координирует научные исследования преподавателей университета по проблемам экономики и управления в сфере образования, реализует инновационный потенциал ВГСПУ в практике работы организаций общего, дополнительного и профессионального образования региона.
  • Разрабатывает научно- и учебно-методическое обеспечение, иные интеллектуальные продукты, связанные с реализацией основных направлений научной деятельности для предоставления в образовательные организации, взаимодействующие с ФГБОУ ВО «ВГСПУ» и ВНОЦ РАО.
  • Содействует расширению обмена научной информацией по проблеме инновационных исследований экономики и управления в сфере образования.
  • Стимулирует и координирует усилия педагогических кадров для участия в инновационных программах и конкурсах вузовского, регионального, федерального и международного уровнях.

Ключевые мероприятия Центра:

  • Всероссийский конкурс научных проектов (эссе) «Вызовы современного общества
  • Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов «Весенние экономические игры»
  • Международная научно-практическая конференция «Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления»

Лаборатория исследования проблем развития среднего профессионального образования

Руководитель: председатель комитета образования и науки Волгоградской области, к.п.н., доц. Александр Сергеевич Калинин

Научно-практическая лаборатория была открыта в Волгоградском социально-педагогическом колледже в 2015 году с целью обновления содержания и технологий подготовки педагогических кадров и обеспечения потребности системы образования в новом образе педагога. 

Основной задачей лаборатории является осуществление прикладных, экспериментальных научно-исследовательских работ в области педагогики среднего профессионального образования в соответствии с выбранной тематикой. 

В рамках работы лаборатории реализуются научно-исследовательская, инновационная и экспертная деятельность, внедряются инновационные проекты, тестируются новые подходы и методы подготовки педагогов.

На базе лаборатории проходят научные и научно-методические мероприятия, направленные на формирование открытого пространства научной коммуникации, презентацию результатов научных исследований и лучших педагогических практик. За период 2022-2024 гг. были организованы 7 всероссийских научно-практических конференций, 9 экспертных сессий, 5 дискуссионных площадок, 18 тренингов и мастер-классов, в ходе которых был представлен инновационный опыт различных образовательных организаций.

В последние годы важным направлением исследований участников лаборатории стала ранняя профессиональная интеграция студентов педагогических специальностей в педагогическую действительность в процессе практической подготовки в педагогическом колледже. Продолжением этой работы явился инновационный проект «Вдохновить на служение», который реализуется совместно с общеобразовательными организациями г. Волгограда.

Центр экспертизы образовательных программ

Руководитель: к.п.н., доц. Елена Викторовна Сергеева

Центр создан в 2022 году для оказания услуг научно-педагогического сопровождения процедур оценки качества образования.

Деятельность Центра:

  • Разработка критериев качества образовательной программы с учетом ее специфики
  • Создание оценочного инструментария, в т.ч. онлайн
  • Анализ результатов оценки и разработка рекомендаций
  • Выдача экспертного заключения по профильным сменам детских оздоровительных лагерей

Направления мониторинговых исследований:

  • Опросы студентов о качестве образовательной программы
  • Опросы выпускников о качестве полученного образования
  • Опросы работодателей о качестве образования выпускников
  • Опросы преподавателей об условиях, созданных для работы

    За время работы Центра подготовлено 12 отчетов и 16 экспертиз профильных смен в детских оздоровительных лагерях, опрошено свыше 5000 респондентов по вопросам качества образования.

Лаборатория «Исследование проблем духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека»

Руководитель: руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии, к.п.н., доц. Константин Зелинский

Лаборатория создана 23 ноября 2022 года в целях активизации научных исследований проблем духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека, научно-методического сопровождения и поддержки инновационных процессов в направлении духовно-нравственного воспитания, преподавания модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Научная проблематика лаборатории

  • базовые смыслы и основания воспитания человека;
  • антропологические основания духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека;
  • духовно-нравственные основы социально-ориентированной деятельности подростков, старшеклассников и студентов;
  • ценностно-нравственные ресурсы различных направлений воспитания, профориентационного сопровождения, бытийного и профессионального самоопределения;
  • культурно-патриотическое воспитание школьников: цели, содержание, методики, технологии;
  • сравнительный анализ педагогических воззрений и практик XIX – XXI вв.
  • методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • подготовка будущих педагогов к преподаванию модуля «Основы православной культуры».

Центр научно-методического сопровождения деятельности руководителей профессиональных образовательных программ

Руководитель: к.п.н., доц. Маргарита Юрьевна Чандра

Цель деятельности Центра: обеспечение условий для создания, функционирования и развития системы научно-методического сопровождения деятельности руководителей профессиональных образовательных программ, включающей оказание научной, методической, педагогической, информационной, организационной, экспертной и других видов поддержки в процессе их профессионального становления и саморазвития

Задачи Центра:

  • Выявление профессиональных дефицитов у руководителей программ и содействие их восполнению на основе организации формального и неформального образования;
  • Создание единого информационного пространства для сетевого взаимодействия научно-педагогических кадров в сфере управления качеством ОПОП;
  • Вовлечение научно-педагогических кадров и молодых ученых в совместную деятельность по проблеме управления качеством ОПОП;
  • Содействие институализации и повышению имиджа руководителя образовательной программы.

Направления деятельности:

  • Повышение квалификации и адресная научно-методическая поддержка руководителей профессиональных образовательных программ
  • Проведение научных исследований и научно-методических мероприятий по актуальным вопросам управления качеством ОПОП
  • Содействие трансферу научных достижений и лучших практик управления образовательными программами в сфере профессионального образования
  • Формирование кадрового резерва руководителей образовательных программ из числа научно-педагогических работников вуза

Новости