О центре
Волгоградский научно-образовательный центр РАО является первым полноправным региональным представителем Российской академии образования и единственным научным центром РАО, имеющим статус образовательного.
Функции ВНОЦ РАО:
- координация научных исследований в сфере наук об образовании, проводимых научными и образовательными организациями в регионе, а также осуществлению экспертизы их результатов;
- анализ состояния исследований в области наук об образовании в регионе;
- проведение по согласованной с РАО тематике научных исследований и внедрению их результатов в деятельность образовательных организаций региона;
- проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки региона и др.
Основное направление исследований – разработка теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса в школе и вузе как ресурс повышения качества подготовки специалистов для сферы образования
Презентация о ключевых направлениях деятельности ВНОЦ РАО ВГСПУ
История создания
- 6 – 7 октября 2014 г. на базе ВГСПУ состоялось выездное заседание Бюро отделения философии и теоретической педагогики РАО, где было принято решение о создании на базе ВГСПУ регионального центра РАО.
- 17 декабря 2014 г. на заседании Президиума РАО подписан договор о научном сотрудничестве РАО и ВГСПУ.
- 30 декабря 2014 г. на основе этого договора был издан приказ ректора ВГСПУ об открытии Волгоградского научно-образовательного центра РАО.
- Торжественное открытие центра состоялось 22 апреля 2015 г. в рамках IV Международного форума «Золотая звезда», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
ВНОЦ РАО за 10 лет:
- 15 подразделений
В структуре ВНОЦ РАО ВГСПУ 9 научных лабораторий и 6 научных центров. Подразделение динамично развивается в ответ на актуальные запросы общества и государства к педагогической науке. В сентябре 2024 года создана новая научно-исследовательская лаборатория исследования проблем взаимодействия педагогического вуза с региональными системами образования под руководством чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.М. Короткова.
- более 10 поддержанных исследований и проектов
Сотрудниками ВНОЦ РАО ВГСПУ реализуются научные исследования в рамках государственных заданий РАО и Министерства просвещения РФ, а также при грантовой поддержке.
- свыше 100 проведенных научных мероприятий
ВНОЦ РАО ВГСПУ регулярно является организатором форумов, семинаров, круглых столов, научных конференций различного уровня.
- более 2000 научных публикаций
Сотрудники ВНОЦ РАО ВГСПУ являются авторами монографий, учебных пособий, научных статей в журналах, альманахах, сборниках конференций различного уровня.
Руководящим органом ВНОЦ РАО является Совет, в состав которого входят академики и члены корреспонденты РАО, представители ассоциированных членов и лабораторий Центра, а также директор, научный руководитель, заместитель директора и ученый секретарь, которые организуют текущую работу Центра.
Состав ВНОЦ РАО ВГСПУ
Научно-исследовательская лаборатория «Управление качеством образования»
Руководитель: ученый секретарь ВНОЦ РАО ВГСПУ, д.п.н., проф. Елена Ивановна Сахарчук
Основные направления исследований:
- научная разработка стратегии и тактики обеспечения качества образования на разных уровнях;
- содействие эффективному управлению процессами, обеспечивающими выполнение требований ФГОС;
- совершенствование качества подготовки специалистов для сферы образования на всех этапах непрерывного педагогического образования;
- научное сопровождение внедрения системы менеджмента качества в образовательных организациях
Результаты:
- Защищены более 10 диссертаций насоискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по проблемам управления качеством подготовки специалистов
- Реализованы 7 научных программ и грантов
- Издано более 300 научных публикаций (в т.ч., монографии, учебные пособия, статьи в журналах, альманахах, сборниках конференций различного уровня)
- В настоящее время проводятся научные исследования по 11 темам
Центр гендерных исследований в образовании
Руководитель: д.п.н., проф.Людмила Ивановна Столярчук
Цель деятельности: развитие взаимодействия с образовательными учреждениями региона, осуществляющими инновационный поиск по реализации инновационных гендерных практик в образовательных учреждениях.
Задачи:
– развитие теоретико-методологических основ гендерного образования.
– развитие междисциплинарных исследований, направленных на выявление различных аспектов реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях, нацеленных на обеспечение идеи гендерного равенства, равноценной самореализации обучающихся обоего пола, преодоление гендерных стереотипов.
– разработка научно-методического инструментария для реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях.
– обобщение опыта организации инновационной деятельности по реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях Волгограда и области, его научное осмысление, описание и внедрение.
Научно-исследовательская лаборатория сравнительно-педагогических исследований
Руководитель: д.п.н., доц. Инна Станиславовна Бессарабова
НИЛ сравнительно-педагогических исследований была создана в 2000 году на базе кафедры педагогики доктором педагогических наук, профессором Николаем Воробьевым (ранее как НИЛ «Проблемы школы и педагогики за рубежом»). За период работы лаборатории на кафедре педагогики подготовлены и защищены 3 докторские диссертации и более 30 кандидатских диссертаций по сравнительной педагогике.
С 2019 года является структурным подразделением в составе Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования
Цель работы: разработка научного подхода к анализу социально-педагогических характеристик современного образования и воспитания в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Задачи:
- Изучение и сравнительный анализ психолого-педагогических теорий разных стран;
- Выявление и описание направлений и тенденций развития мирового образовательного пространства, региональных образовательных пространств и национальных систем образования;
- Выделение и интерпретация основных психолого-педагогических категорий, понятий и подходов в науке об образовании разных стран с позиций педагогической компаративистики;
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в магистратуре и аспирантуре ВГСПУ по актуальным проблемам образования в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Научно-исследовательский центр «Изучение проблем образования родителей»
Руководитель: к.п.н., доц. Елена Сергеевна Евдокимова
Основные направления деятельности и достижения:
научно-исследовательское направление
- разработана и апробирована модель процесса развития педагогической компетентности матери, воспитывающей ребенка младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) средствами неформального образования;
- разработана и проходит апробацию модель непрерывного образования родителей, начиная с раннего детства;
- разработаны технологии взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также технология методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями;
- выстроено сотрудничество с научно-педагогическими коллективами ведущих кафедр педагогических и гуманитарных вузов РФ, развивающими идеи просвещения и образования родителей, а также общественными организациями, ориентированными на сохранение и развитие ценностей семейной культуры (Национальная родительская ассоциация и др.);
- сотрудники центра участвуют и организуют научно-практические конференции по актуальным проблемам семейного воспитания и образования родителей, выступая экспертами по вопросам развития, социализации и воспитания детей.
Образовательное направление
- На площадке вуза в 2011 году открыт Родительский университет, обеспечивающий участие родителей в культурно-просветительских и образовательных программах, а также развитие у педагогов профессиональной компетенции сотрудничества с семьей.
- С 2020 года с родителями проводятся онлайн-встречи в форме вебинаров, к проведению которых привлекаются партнеры из разных городов России. Полученный опыт позволяет сотрудникам НИЦ принимать участие во Всероссийских неделях родительской компетентности.
- На II Всероссийском конкурсе лучших практик консультирования родительского сообщества в 2023 году практика организации консультирования в формате обучающих мероприятий признана лучшей в России.
консультационно-методическое
- Создан и развивается ресурсный центр педагогического образования и просвещения родителей, обеспечивающий научно-методическое сопровождение и поддержку педагогического образования и просвещения современных родителей.
- Создана Межрегиональная служба консультирования родителей (2021), обеспечивающая выполнение задания Министерства просвещения РФ по проекту «Современная школа» в части мероприятий для родителей.
- Оформлены договоры о сотрудничестве с МОУ и МУ ДО, а также МУК Волгоградской области и других регионов РФ.
информационно-организационное
Ежегодно издается Альманах родительского университета, на страницах которого публикуются материалы, посвященные исследованиям в области философии и истории образования, семейной педагогики и психологии, психотерапии; освещаются различные точки зрения современных отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков, родителей и детей на актуальные проблемы современной семьи, семейного воспитания, сотрудничества субъектов образования в изменяющемся мире.
Научно-исследовательская лаборатория «Теория и методика обучения предмету в школе и педвузе»
Руководитель: заместитель директора ВНОЦ РАО, д.п.н., проф. Владимир Васильевич Зайцев
Функции и деятельность НИЛ:
- Координация научных исследований преподавателей университета в области теории и методики обучения предмету в школе и педагогическом вузе:
- Повышение качества методологической подготовки преподавателей университета, обеспечивающих методические дисциплины, производственную практику, руководство ВКР.
- Научно-педагогическое сопровождение инновационных процессов в общеобразовательных организациях и подготовке педагогических кадров в условиях внедрения обновленных ФГОС ОО.
- Содействие обмену научной информацией по проблеме теории и методики обучения предмету в школе и педагогическом вузе, привлечению к научной деятельности молодых исследователей из числа преподавателей вуза, школьных учителей и студентов.
Центр научно-методического сопровождения воспитательной деятельности (Центр «Воспитание»)
Руководитель: к.п.н., доц. Ирина Александровна Макарова
Центр научно-методического сопровождения воспитательной деятельности был создан на базе ВНОЦ РАО ВГСПУ 14 октября 2019 года в целях реализации в ВГСПУ Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Учитель будущего».
Функции Центра:
- Координирует действия с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования».
- Проводит экспертизы рабочих программ воспитания, разработанных образовательными организациями.
- Оказывает методическую помощь образовательным организациям в разработке и реализации инновационных программ по воспитанию подрастающего поколения.
- Способствует повышению методологической подготовки педагогических работников в сфере воспитания.
- Осуществляет педагогическую поддержку деятельности РИП, реализуемых инновационную деятельность в сфере воспитания.
- Реализует регулярное проведение мероприятий, направленных на поддержку стратегических инициатив в сфере воспитания.
- Способствует повышению качества методологической подготовки магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Воспитательная деятельность» в ВГСПУ.
- Осуществляет проектную деятельность, обеспечивающую реализацию стратегических инициатив в сфере воспитания.
- Координирует научные исследования по проблемам современного воспитания.
Достижения Центра:
- В 2021-2022 гг. были проведены экспертизы по запросу от ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на Примерную рабочую программу воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения, Примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций.
- В 2022-2023 гг. разработана рабочая программа воспитания ВГСПУ и Комплексная программа развития института кураторства и наставничества ВГСПУ до 2027 года.
- В 2023 году организована и проведена Региональная студенческая олимпиада по педагогике «Образ современного учителя: наследие и инновации», посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
- При грантовой поддержке разработан и реализован в 2023 году проект «Всероссийский студенческий конгресс лидеров педагогических вузов России – 2023 «Педагог – проводник в будущее страны»».
- В настоящее время при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 13.02.2024 г. № 073-03-2024-047/1 к соглашению от 18.01.2024 г. № 073-03- 2024-047))) реализуется проект «Моделирование преемственности воспитывающей среды в системе взаимодействия общеобразовательной школы и педагогического вуза»
Лаборатория научно-методического сопровождения наставничества и саморазвития молодых педагогов.
Руководитель: к.п.н., доц. Елена Ефимовна Чудина
Лаборатория научно-методического наставничества и саморазвития молодых педагогов (Лаборатория «Наставник») начала работу в 2023 году, в Год педагога и наставника.
Цель деятельности: взаимодействие с образовательными организациями, реализующими процесс наставничества как систему профессиональной адаптации и саморазвития молодых педагогов, систематизация и обобщение лучших практик наставничества и саморазвития молодых педагогов региона.
Направления и результаты деятельности:
- выполнение научных исследований по проблемам наставничества молодых педагогов:
- определены педагогические средства профессионального самоопределения старшеклассников психолого-педагогического класса;
- демонстрируется организация наставничества молодых педагогов в общем образовании как условия профессионально-личностного саморазвития в МОУ СШ №55 «Долина знаний» г. Волгограда, МОУ "Гимназия г. Волжского" Волгоградской области, а также МОУ Гимназия №5, МОУ СОШ №77, МОУ Лицей №2, МОУ Лицей №5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда;
- консультации по организации коллективной творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся для наставничества и саморазвития молодых педагогов и вожатых:
- осуществляются консультации на базе лицея №9 им. Неверова, лицея №5, гимназии №17, МУОЦ «Орленок», МОУ СОШ №48, МОУ СОШ №6 г. Волгограда, гимназии г. Волжского;
- разработана и реализована программа «Старт в профессию» для психолого-педагогического отряда в ДОЛ «Лазурный». Программа направлена на формирование интереса к педагогической профессии старшеклассников, изучение особенностей деятельности педагога и освоение педагогических компетенций в работе с отрядами разных возрастов;
- организация и проведение научно-методических и практических мероприятий по актуальным вопросам наставнического сопровождения и опыта профессионального саморазвития практической педагогической деятельности
Центр образовательных инноваций
Руководитель: к.п.н., доц. Константин Грачёв
История создания:
В 1993-1994 учебном году в ВГПУ по инициативе и при активном участии доцента кафедры педагогики А.М. Саранова был создан Центр педагогических инноваций.
Деятельность Центра была ориентирована на оказание научно-методической поддержки образовательным организациям различного вида в проектировании и реализации инновационной деятельности.
Центр образовательных инноваций ВНОЦ РАО ВГСПУ является правопреемником Центра педагогических инноваций ВГПУ.
Задачи Центра:
- Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы (ОЭР), деятельности региональных инновационных площадок (РИП).
- Организационно-педагогическое и научно-методическое обеспечение деятельности профильных классов, соответствующих направлениям подготовки, которые реализуются в ВГСПУ.
Деятельность Центра в 2023-2024 гг.:
- участие в подготовке, организации и проведении XIII Межрегиональных Покровских образовательных чтений «Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей посредством реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе» и регионального краеведческого фестиваля «Сохраним наследие» на базе ЦДТ г. Михайловки, в рамках реализации деятельности региональной инновационной площадки
- Участие в экспертизе заявок претендентов на статус региональной инновационной площадки.
- Сотрудничество в разработке и реализации программ инновационной деятельности с образовательными организациями Волгограда и области.
- Консультативная помощь и организационно-педагогическая поддержка образовательным организациям Волгограда и области, как реализующим инновационные проекты в качестве региональных инновационных площадок, так и претендентам на данный статус.
Лаборатория исследования проблем развития муниципальных систем образования
Руководитель: научный сотрудник ВНОЦ РАО ВГСПУ, председатель Новониколаевской районной Думы, председатель МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района» Пётр Викторович Митяшов
Лаборатория создана на основании договора о научном сотрудничестве между ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» и МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района» от 22 апреля 2015 года.
Основные направления деятельности лаборатории:
• Управление профессиональным ростом учителя на муниципальном уровне.
• Практика культурологического просвещения педагогов, детей и родителей.
• Возможности психолого-педагогического класса в профессиональной ориентации и в вопросах решения кадровых проблем в сельских школах.
• Гуманитарно-антропологическая практика урочной и внеурочной деятельности
• Наставничество молодых педагогов
Основные функции лаборатории
• Содействие расширению обмена научной информацией по актуальным проблемам образования между педагогическими коллективами образовательных организаций региона.
• Развитие междисциплинарных исследований, направленных на повышение развивающего потенциала непрерывного образования.
• Разработка методологии и методики научно-педагогических исследований в сфере образования.
• Совершенствование управленческих механизмов решения кадровых проблем в сельских образовательных учреждениях.
• Содействие эффективному управлению инновационными процессами в сфере образования, их консультативное сопровождение.
• Проведение региональных и межрегиональных методологических семинаров, конференций и других научно-организационных мероприятий, направленных на совершенствование образовательных процессов и систем, с привлечением молодых педагогов, учёных и других специалистов.
Научная проблематика лаборатории
• Создание условий успешного функционирования и обязательного развития муниципальной образовательной системы
• Построение системы управления профессиональным ростом учителя
• Концептуальные основы деятельности психолого-педагогических классов
• Культурно-патриотическое воспитание детей и молодежи в гуманитарном образовательном пространстве школы и учреждений дополнительного образования
Центр инновационных исследований экономики и управления в сфере образования
Руководитель: к.п.н., доц. Елена Владимировна Зудина
Основные функции Центра:
- Координирует научные исследования преподавателей университета по проблемам экономики и управления в сфере образования, реализует инновационный потенциал ВГСПУ в практике работы организаций общего, дополнительного и профессионального образования региона.
- Разрабатывает научно- и учебно-методическое обеспечение, иные интеллектуальные продукты, связанные с реализацией основных направлений научной деятельности для предоставления в образовательные организации, взаимодействующие с ФГБОУ ВО «ВГСПУ» и ВНОЦ РАО.
- Содействует расширению обмена научной информацией по проблеме инновационных исследований экономики и управления в сфере образования.
- Стимулирует и координирует усилия педагогических кадров для участия в инновационных программах и конкурсах вузовского, регионального, федерального и международного уровнях.
Ключевые мероприятия Центра:
- Всероссийский конкурс научных проектов (эссе) «Вызовы современного общества
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов «Весенние экономические игры»
- Международная научно-практическая конференция «Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления»
Лаборатория исследования проблем развития среднего профессионального образования
Руководитель: председатель комитета образования и науки Волгоградской области, к.п.н., доц. Александр Сергеевич Калинин
Научно-практическая лаборатория была открыта в Волгоградском социально-педагогическом колледже в 2015 году с целью обновления содержания и технологий подготовки педагогических кадров и обеспечения потребности системы образования в новом образе педагога.
Основной задачей лаборатории является осуществление прикладных, экспериментальных научно-исследовательских работ в области педагогики среднего профессионального образования в соответствии с выбранной тематикой.
В рамках работы лаборатории реализуются научно-исследовательская, инновационная и экспертная деятельность, внедряются инновационные проекты, тестируются новые подходы и методы подготовки педагогов.
На базе лаборатории проходят научные и научно-методические мероприятия, направленные на формирование открытого пространства научной коммуникации, презентацию результатов научных исследований и лучших педагогических практик. За период 2022-2024 гг. были организованы 7 всероссийских научно-практических конференций, 9 экспертных сессий, 5 дискуссионных площадок, 18 тренингов и мастер-классов, в ходе которых был представлен инновационный опыт различных образовательных организаций.
В последние годы важным направлением исследований участников лаборатории стала ранняя профессиональная интеграция студентов педагогических специальностей в педагогическую действительность в процессе практической подготовки в педагогическом колледже. Продолжением этой работы явился инновационный проект «Вдохновить на служение», который реализуется совместно с общеобразовательными организациями г. Волгограда.
Центр экспертизы образовательных программ
Руководитель: к.п.н., доц. Елена Викторовна Сергеева
Центр создан в 2022 году для оказания услуг научно-педагогического сопровождения процедур оценки качества образования.
Деятельность Центра:
- Разработка критериев качества образовательной программы с учетом ее специфики
- Создание оценочного инструментария, в т.ч. онлайн
- Анализ результатов оценки и разработка рекомендаций
- Выдача экспертного заключения по профильным сменам детских оздоровительных лагерей
Направления мониторинговых исследований:
- Опросы студентов о качестве образовательной программы
- Опросы выпускников о качестве полученного образования
- Опросы работодателей о качестве образования выпускников
Опросы преподавателей об условиях, созданных для работы
За время работы Центра подготовлено 12 отчетов и 16 экспертиз профильных смен в детских оздоровительных лагерях, опрошено свыше 5000 респондентов по вопросам качества образования.
Лаборатория «Исследование проблем духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека»
Руководитель: руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии, к.п.н., доц. Константин Зелинский
Лаборатория создана 23 ноября 2022 года в целях активизации научных исследований проблем духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека, научно-методического сопровождения и поддержки инновационных процессов в направлении духовно-нравственного воспитания, преподавания модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
Научная проблематика лаборатории
- базовые смыслы и основания воспитания человека;
- антропологические основания духовно-нравственного воспитания и самоопределения человека;
- духовно-нравственные основы социально-ориентированной деятельности подростков, старшеклассников и студентов;
- ценностно-нравственные ресурсы различных направлений воспитания, профориентационного сопровождения, бытийного и профессионального самоопределения;
- культурно-патриотическое воспитание школьников: цели, содержание, методики, технологии;
- сравнительный анализ педагогических воззрений и практик XIX – XXI вв.
- методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»;
- подготовка будущих педагогов к преподаванию модуля «Основы православной культуры».
Центр научно-методического сопровождения деятельности руководителей профессиональных образовательных программ
Руководитель: к.п.н., доц. Маргарита Юрьевна Чандра
Цель деятельности Центра: обеспечение условий для создания, функционирования и развития системы научно-методического сопровождения деятельности руководителей профессиональных образовательных программ, включающей оказание научной, методической, педагогической, информационной, организационной, экспертной и других видов поддержки в процессе их профессионального становления и саморазвития
Задачи Центра:
- Выявление профессиональных дефицитов у руководителей программ и содействие их восполнению на основе организации формального и неформального образования;
- Создание единого информационного пространства для сетевого взаимодействия научно-педагогических кадров в сфере управления качеством ОПОП;
- Вовлечение научно-педагогических кадров и молодых ученых в совместную деятельность по проблеме управления качеством ОПОП;
- Содействие институализации и повышению имиджа руководителя образовательной программы.
Направления деятельности:
- Повышение квалификации и адресная научно-методическая поддержка руководителей профессиональных образовательных программ
- Проведение научных исследований и научно-методических мероприятий по актуальным вопросам управления качеством ОПОП
- Содействие трансферу научных достижений и лучших практик управления образовательными программами в сфере профессионального образования
- Формирование кадрового резерва руководителей образовательных программ из числа научно-педагогических работников вуза